Блины чье национальное блюдо история. Кто придумал блины? История происхождения блинов на Руси

Некоторые историки считают, что еще в древнем Египте начали печь лепешки из кислого теста, аналог блинов, и происходило это около 5 тысяч лет назад. На Руси блины употреблялись в пищу также очень давно.
Однако, что самое интересное блины на Древней Руси были атрибутом поминок. Первые испеченные блины обязательно отдавались нищим, для того чтобы они помянули усопших родственников. И только в более поздние времена блины стали атрибутом масленицы и веселья.
Блины считаются одним из самых любимых русских блюд. История их создания покрыта тайной. Существует много версий возникновения этого кулинарного изделия. Некоторые русские историки считают, что дрожжевые блины появились на Руси в 1005-1006 годах. Вот одна из версий появления блинов. Однажды, разогревая овсяный кисель, наш предок зазевался, и кисель поджарился и подрумянился, так получился первый блин. По мнению историка В.Похлебкина, блины появились на Руси до IX в., и само слово «блин» - это искаженное слово «млин», берущее начало от слова «молоть». Таким образом, слово «млин» - это мучное изделие. До крещения Руси блины являлись жертвенным хлебом. Блины пеклись на Руси в течение всего года, а с XIX века они стали основным угощением во время Масленицы. Возможно потому, что круглый блин олицетворял солнце.

В каждой семье имелся свой рецепт приготовления блинов, его передавали из поколения в поколение. Во время Масленицы народ ел блины с утра до вечера. На улицах с лотков продавались сдобные дрожжевые блины, в трактирах блины подавались с грибами, селедкой, икрой, сметаной, медом, вареньем. Ранее в царской России пеклись блины с добавлением пшенной, манной или гречневой каши. Их подавали к мясным блюдам, а также как десерт. В былые времена на Руси хозяйки часто готовили блины с припеком, к сожалению, в настоящее время многие рецепты забыты. А ведь раньше такие блины были очень популярны. В качестве припека можно брать рубленые яйца, овощи, грибы, щавель. На разогретую сковороду наливалось тесто, подрумянивалось снизу, потом на него клался припек, который заливался заново тестом. Таким образом, припек был в центре между двумя блинами. После этого блин переворачивался и обжаривался. Возможен другой вариант. Припек кладется на сковороду и заливается тестом. Творог – самый традиционный русский припек.

А знаете ли вы, что по традиции блины надо есть только руками. Если проткнешь вилкой блин или, разрежешь ножом – накличешь беду, так как блин – это солнце. В Древней Руси человека, разрезавшего блин, забивали палками. С тех пор и осталось это правило – брать блины руками, допускается их сворачивать, скручивать, рвать, но руками.

За рубежом блины готовятся почти из тех же продуктов, что и в России, но в каждой стране существуют разные методы приготовления блинов. Так, например, в Англии в блинное тесто добавляется эль и солодовая мука. В Америке блины больше похоже на оладьи, готовые блины получаются светлыми, их подают с кленовым сиропом. Часто американцы добавляют в тесто сыр, изюм, бекон. Блины в Германии могут быть тонкими и хрустящими, и толстыми. Немецкие блины едят обычно с сахаром и лимоном. В Испании, странах Латинской Америки блины готовят из кукурузной муки. В такие блины заворачивают фарш из мяса или овощей. В Китае для блинов заводят крутое тесто, в которое добавляют много зеленого и репчатого лука.

В течение многих столетий блины являются одним из самых любимых блюд народов мира. Но только в русской кухне имеется сотни рецептов блинов.
Источники материала:eda4nas

Их разновидности есть у всех народов, использующих в готовке муку: русские блины , французские (тонкие) блинчики (фр. crêpes ), монгольский гамбир , китайские блинчики , палачинки , английские pancakes , индийская доса , эфиопская ынджера , мордовские блины и другие.

Этимология названия

Название имеет славянские корни. Так, например, лужичане называют похожее блюдо (с дрожжами) - "Плинц" или "Блинц".

Блины - одно из самых древнейших изделий русской кухни, появившееся ещё до IX в. в языческие времена. Слово «блин» - искажённое «млин» от глагола «молоть ». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, т.е. мучное изделие.

Приготовление блинов

В фольклоре

  • Блин не клин, брюха не расколет.
  • Продал душу ни за овсяный блин.
  • Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно.
  • Дело блин блином не вышло.
  • Надолго ли собаке горячий блин?
  • Русская народная песня «Ой, блины мои блины…» посвящены этому блюду

См. также

  • Плинц

Напишите отзыв о статье "Блины"

Примечания

Литература

  • Блины - Краткая энциклопедия домашнего хозяйства/ред. И. М. Скворцов и др. - М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия» - 1959.

Ссылки

  • Эльмира Меджитова. // Русская кухня. - М .: Колос, 1992. - 464 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-10-000034-1 .
  • . otveday.ru (2 марта 2008). .
  • Похлёбкин В. В. // Большая энциклопедия кулинарного искусства. Все рецепты В. В. Похлебкина. - М .: Центрполиграф , 2004. - 975 с. - 10 000 экз. - ISBN 978-5-9524-3563-6 .
  • Похлёбкин В. В. // Национальные кухни наших народов. - М .: Центрполиграф , 2009. - 640 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-9524-4050-0 .
  • // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т.. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. - Т. 1: А-Ж. - 688 с.

Отрывок, характеризующий Блины

– Позвольте мне, княгиня, знать, что нужно и что ненужно, – говорила княжна, видимо, находясь в том же взволнованном состоянии, в каком она была в то время, как захлопывала дверь своей комнаты.
– Но, милая княжна, – кротко и убедительно говорила Анна Михайловна, заступая дорогу от спальни и не пуская княжну, – не будет ли это слишком тяжело для бедного дядюшки в такие минуты, когда ему нужен отдых? В такие минуты разговор о мирском, когда его душа уже приготовлена…
Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепрыгивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.
– Voyons, ma bonne Анна Михайловна, laissez faire Catiche. [Оставьте Катю делать, что она знает.] Вы знаете, как граф ее любит.
– Я и не знаю, что в этой бумаге, – говорила княжна, обращаясь к князю Василью и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках. – Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага…
Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу.
– Я знаю, милая, добрая княжна, – сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит. – Милая княжна, я вас прошу, я вас умоляю, пожалейте его. Je vous en conjure… [Умоляю вас…]
Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы зa портфель. Видно было, что ежели она заговорит, то заговорит не лестно для Анны Михайловны. Анна Михайловна держала крепко, но, несмотря на то, голос ее удерживал всю свою сладкую тягучесть и мягкость.
– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
– Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
– Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

Блины - кулинарное изделие, которое готовится из жидкого теста, выливаемого на раскалённую сковородку; имеет круглую форму. Блины подаются с разными закусками, а тонкие блины - иногда с начинкой, которая в них заворачивается.

Предтечей современного блина был овсяный кисель, который кто-то решил подогреть на огне. Человек этот, видимо, зазевался, кисельная гуща поджарилась, подрумянилась и получился готовый блин.

Получился ли первый блин комом, никто точно не знает. Так как выпекался он в далеком прошлом нашими древними предками. Первые лепешки из кислого теста, являющиеся прообразами современных блинов, начали выпекать в Египте 4-5 тысяч лет назад. В гробнице одного из египетских фараонов археологи нашли схематическое изображение первой пекарни. Полагают, что древние люди добавляли в тесто пивные дрожжи, которые были известны уже тогда, и происходило "чудо": тесто на глазах начинало подниматься.

По результатам исследований русских историков, дрожжевой блин появился на рубеже 1005-1006 годов. Поэтому в 2006 году русскому блину исполнилось 1000 лет.

История происхождения блинов до сих пор покрыта тайной. Несмотря на то, что блины в том или ином виде присутствовали в кухнях многих народов, блин, который можно назвать классическим, славяне могут с полным правом назвать своим национальным сокровищем. Еще бы! Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей. Некоторые ученые в вопросе происхождения этого блюда склоняются к Китаю, некоторые – к Египту. Историки практически уверены, что еще в языческие времена блины были главной составляющей празднования Весеннего солнцеворота – праздник символизирующей победу света над зимними ночами. Возможно, поэтому данный вкусный продукт главным образом оказался связан с обрядами поминания. Поэтому первый испеченный блин предназначался для душ умерших предков. Его или клали на окно, или отдавали нищему – на помин покойника.

Блин – не просто излюбленное блюдо, это главное блюдо многих ритуалов и обрядов. Блины непременно присутствовали как на поминках, так и на свадьбах. Использовали блины и во время святочных гаданий, когда девушки прятали их за пазуху и, выбежав на улицу, спрашивали имя первого встречного мужчины. По поверью, такое имя будет и у суженого.

Блин сопровождал человека всю жизнь - от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов). Никто не знает, когда блины впервые появились на нашем столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов.

Самые разнообразные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но, прежде всего, блины - обязательное угощение на масленицу, ставшее необходимым атрибутом весеннего праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не масляна», «На горках покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масляница», «Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить».

Первый блин комам

Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Праздник продолжался неделю, от этого в христианстве и название «последняя седмица» перед Великим Постом. Каждый день масленицы имел свое название. Так, понедельник называли встречею, вторник - заигрышем, среду - лакомкой, четверг - переломом или разгулом, пятницу - тещиными вечерями, субботу - золовкиными посиделками, воскресенье проводами. В четверг начиналась «широкая масленица. Праздновалась она очень шумно. В эти дни не было грехом:

Есть до икоты, пить до перехоты, петь до насады, плясать до упаду.

Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

У каждого народа, народа-землепашца особенно, почиталось зерно, продукты его переработки и блюда из него. У наших предков понятие о жизни и плодородии было связано с богом Солнца, сыном могучего Сварога, великим Дажбогом. От него зависело благополучие семьи и рода, и ему пели гимны и приносили дары. Первые весенние дни люди приветствовали “жаворонками” из теста- символами неба и тепла. На смену “жаворонкам” приходил блин, внук Дажбога. Блин красен и могуч, как согревающее солнце, полит растительным маслом, как воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам.

Истинно русские красные символические блины на масленицу готовили на дрожжах из пшеничной муки. Во все остальные дни можно было есть “скородумки” и блинчики из пресного теста. Старые люди и сейчас говорят: “творить” блины, а не “делать”, подчеркивая значимость брожения теста, при котором творилось чудо: мертвая мука оживала, тесто поднималось и дышало.

Раньше приготовление блинов было настоящим обрядом - это считалось таинством, хозяйки проделывали все втайне от домашних и тем более от посторонних. Одни выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу, другие готовили ее на своем дворе при свете месяца. При этом женщины причитали:

Месяц, ты, месяц, золотые твои рожки взгляни в окошко, подуй на опару.

Дрожжи обычно разводили в теплой воде, а затем постепенно добавляли молоко и муку, замешивали тесто. Когда тесто замешано, кастрюлю покрывали полотенцем и ставили в теплое место. После увеличения опары, в кастрюлю добавлялись все остальные компоненты, все тщательно перемешивалось и снова ставилось в теплое место. После того, как тесто поднималось второй раз, можно печь блины, хорошо протопив печь мелкими сухими березовыми дровами. Равномерный жар, словно волшебник, усеивал тесто многочисленными дырочками, румянил его, делал особенно привлекательным. А что за дух стоял на кухне, когда пекутся блины!

Сковороды брались чугунные, небольшого размера, т. к. русские блины выпекают величиной с блюдце. Тогда еще продавались специальные сковороды для блинов. Они состояли из нескольких маленьких сковородок сваренных вместе. Очень важно, чтобы сковороды были абсолютно чистыми. Для этого их ставили на огонь, дно посыпали солью, прокаливали, а затем протирали сухой чистой тряпкой. После такой процедуры блины не прилипали к скородам и легко отставали от их дна.

Перед тем как вылить тесто на раскаленную сковороду, ее смазывали растительным маслом, либо несоленым салом. В качестве помазка использовали половину картофелины или чистую тряпочку, намотанную на вилку. Готовые блины укладывали стопкой, смазывая каждый сливочным или топленым маслом, и ставили в теплое место, чтобы не остыли. Для этой цели существовала специальная блинница - большое керамическое блюдо с крышкой.

Сегодня мы обычно используем пшеничную муку, а между тем истинно русские блины пекутся из гречишной. Пшеничные блины не имеют той пухлости и рыхлости, какие придает гречневая мука. Кроме того, блины из гречки обладают очень приятным вкусом, слегка кисловатым привкусом.

Рецепт красных блинов

На Руси так же пекли блины и овсяные, пшеничные, ржаные, гречневые, гречнево-пшеничные. В русской домашней кухне были очень популярны блины с припеками, луком, мясом, рыбой, грибами, яйцами, в качестве начинки также использовали творог или лесные ягоды. К блинам в русских домах подавали масло, черную и красную икру, малосоленую рыбу, рубленную сельдь, варенье, сметану. Сегодня каждый сам выбирает с чем вкуснее есть блины – вполне могут подойти рыбный паштет, икорное и креветочное масло, плавленый или тертый сыр, сгущенное молоко.

Различие блинов по видам

Казалось бы нет ничего необычного в блинах – простое запеченное жидкое тесто, но так кажется только до того момента, когда вы вдохнете этот удивительный, ни с чем не сравнимый аромат печеного блина!

Любое блинное тесто является очень экономным, так как использует минимум муки при максимуме жидкости. Кроме того, старинная пословица гласит: «в блин да пирог – все завернешь», что позволяет использовать в начинки для приготовления блинчатых пирогов и фаршированных блинчиков практически любые продукты, в самых невероятных и пикантных вкусовых сочетаниях.

Огромное многообразие русских блинов можно квалифицировать по некоторым признакам. Прежде всего русские блины подразделяются:

По мучной основе, на которой они готовятся – ржаные, пшеничные, гречневые, гречнево-пшеничные, пшенные, манные, овсяные и многие другие;

По технологии их приготовления – блины опарные настоящие из кислого дрожжевого теста (простые и заварные) или из сдобного пресного теста – «скородумки»;

По способам разрыхления пресного блинного теста: со сравнительно недавних времен вошли в русскую кухню блины или блинчики, в тесто для которых используется сода, пекарский порошок или другие разрыхлители

По способам приготовления блинного теста – на кисломолочных продуктах без химических разрыхлителей.

Довольно широкое распространение как в русской, так и в национальных кухнях разных народов получили блинцы, блинки или блинчики, в состав теста для которых вообще не используют разрыхлители, а готовят блинчатое тесто с использованием большого количества яиц, сыворотки, пахты или других кисломолочных продуктов.

Различие блинов по способу потребления

По способу потребления блины различают на: - простые, употребляемые с жирными (масло, сметана) или острыми (соленая рыба, рыбная икра, а так же всевозможные острые масляные смеси и закусочные массы) добавками; - блины с «припекой», добавляемой непосредственно в блинное тесто или на сковороду при выпечке; блинчатые пироги, блинники или блинницы – уложенные стопками один на другой блины, переслоенные одинаковыми или разными, подобранными по вкусу, начинками (закусочными или десертными) и запеченные на сковороде под крышкой или в горячей духовке; - блинчатые пирожки или фаршированные блинчики – приготовленные из дрожжевого или пресного теста блины и блинчики с завернутыми в середину каждого закусочными либо сладкими начинками; - пресные блинки, блинцы, блинчики – небольшие, в основном сладкие изделия, которые подают к чаю прямо со сковороды, горячими, смазывая каждый сметаной с медом, густыми сиропами или вареньем

История блинов исчисляется веками. Говорят, что пристрастил людей к этому лакомству не кто иной, как библейский царь Давид, который по случаю празднеств раздавал всем по "блину сковородному". С тех самых пор народная любовь к блинам перешла все границы. Каких только реептов любимого кушанья не изобрели в самых разных уголках земли! К примеру, немцы и французы издавна отдавали предпочтение тонким блинкам, свернутым в рулетики с различной начинкой. С тестом для блинов много экспериментировали и англичане, которые придумали добавлять в него местный эль и солодовую муку. А американцам особенно пришлось по вкусу толстые блины, больше напоминающие оладьи, с кленовым сиропом или беконом.

Самое интересное, что к блинам во многих европейских странах относились не только как к лакомству, но и как к своеобразному развлечению. По средневековой традиции в Грешный вторник устраивались забавные гонки, целью которых было добежать до финиша, на ходу подбрасывая блины на сковородах, а уронивший блин выбывал из игр. Эта традиция жива и в наши дни. Кроме того, в Англии ежегодно проводятся состязания по скоростному подбрасыванию блинов - причем стоя на месте и держа сковородку на расстоянии вытянутой руки.

В Канзасе (США) 12 февраля празднуют День блина. Первый блинный праздник состоялся в 1950 году.

А вот в английском городке Олби он проводится уже лет 500. Началось с того, что как-то во время Великого поста одна из горожанок тайком жарила блинчики у себя на кухне. Внезапно раздался колокольный звон. Бедная хозяйка так перепугалась, что, забыв обо всем на свете, помчалась в церковь. прямо со сковородкой в руках и скворчащими на ней блинчиками. Это было в 1445 году.

Но ни в одной стране мира к блинам не относились с таким почтением, как на Руси. Да и не просто с почтением, а с самым настоящим благоговением.

Таким образом, гипотеза подтвердилась: блин – не просто излюбленное блюдо, это символ многих ритуалов и обрядов на Руси.

Анализируя сведения, полученные нами в ходе исследования, мы сделали выводы:

1. Блин в древности являлся символом солнца, красных дней, хороших урожаев.

2. Ру́сские блины́ - национальный вариант традиционного блюда восточных славян. Они готовятся на дрожжевом тесте и часто завариваются в воде или молоке.

3. По результатам исследований русских историков, дрожжевой блин появился на рубеже 1005-1006 годов. Поэтому в 2006 году русскому блину исполнилось 1000 лет.

4. История происхождения блинов до конца ещё не разгадана.

Блины относятся к традиционным блюдам русской кухни, имеющим многовековую историю традиции приготовления и подачи на стол.

И хотя большинство русских считают их исконно русской едой, это не так.

Откуда родом блины?

Возникновение блинов уходит своими корнями в дохристианскую эпоху. Есть сведения, датированные V веком до нашей эры, о рецептах кислых лепешек, прародителей блинов, в Египте.

Первые сведения о появлении блинов в рационе русичей относятся к 1005 году нашей эры. Тогда русичи баловали себя блинами, приготовленными при помощи дрожжей.

Существует множество преданий возникновения блинов на Руси. Одно из них рассказывает, что первый блин - это результат выпаривания и поджаривания овсяного киселя, забытого хозяйкой в русской печи. Спохватившаяся хозяйка подала на стол подрумянившийся блин из овсяного киселя, который пришелся всем по вкусу. Как гласит легенда, благодаря случайности русичи стали обладателями вкусного лакомства под названием «блины».

Крупнейший знаток русской кулинарии Вильям Похлебкин установил происхождение слова «блин». Это разновидность от «молоть», «млын» указывающее на приготовление блинов из перемолотых в муку злаков.

Так сложилось с древних пор, что в блинное тесто использовались только высококачественные продукты. Ведь блины вместе с кутьей были «жертвенными» блюдами и подавались на поминки и праздники, приуроченные к дням усопших. Для этих целей пекли много блинов, которые раздавали бедному люду, чтобы те ели и поминали покойников.

По одной из версий, в 11 веке блины стали главным символом Масленицы колоритного русского праздника, связанного с проводами зимы. Другая версия доказывает: золотой цвет блинов и их круглая форма имеют сходство с весенним солнцем и поэтому символизируют главное языческое божество Ярило, которому поклонялись славяне до принятия христианства.

Традиции, связанные с блинами

Несмотря на древние традиции, блины на Масленицу каждая хозяйка пекла по-своему. Эти семейные традиции передавались и усовершенствовались от матери к дочери из поколения в поколение. Сегодня существует огромное количество блинных рецептов, поражающих своим разнообразием.

Праздник Масленицы приурочен к последним дням зимы и началом Великого Поста. Поэтому на Масленицу нельзя было есть блюда из мяса. Но целый день можно было есть много блинов, щедро сдобренных маслом. В тесто для блинов хозяйки добавляли по своему вкусу манную, гречневую, пшенную каши. Могли начинить их икрой, селедкой, грибами. Их подавали к первым и вторым блюдам, горячему чаю вместе с медовыми сотами, сметаной, творогом, вареньем, повидлом.

На Руси блины можно было купить повсеместно:

  • на лотках;
  • у уличных торговцев;
  • в трактирах и кабаках.

Для правильного выпекания блинов с припеком их сначала поджаривали. Клали на блин любую начинку и доливали немного теста. Как только верхний слой теста немного выпекался, его переворачивали на другую сторону и дожаривали. Многие хозяйки упростили этот процесс. Они сразу накладывали припек на блин и заливали тестом, чтобы образовывались цельные блины, фаршированные начинкой. Очень любили русские припек из творога.

Каждая страна отличается рецептами и обычаями, связанными с блинами.

В Великобритании при приготовлении блинов в тесто добавляют эль и муку из солода.

В США пекут маленькие и толстенькие блины, похожие на оладьи. Любят использовать начинку из сыра, ягод, овощей, фруктов, сухофруктов, изюма.

Немцы к блинам подают лимон и сахарную пудру. Испанские жители в тесто добавляют кукурузную муку и начиняют их корицей, мясным фаршем, паштетом.

По сути, неважно, кто и когда придумал блинное тесто. Главное, что на протяжении веков вкусное, сытное и аппетитное блюдо остается неизменным атрибутом русской кухни!

Вы можете на нашем сайте или по телефону: +7 925 003-93-33

Вот уже много лет специалисты спорят о том, когда впервые люди научились делать блины. История этого продукта до сих пор окончательно не изучена. Ученые выдвигают ряд предположений, но ни одно из них не имеет убедительного подтверждения. Поэтому до настоящего времени история блинов так и остается загадкой. Для вынесения окончательного решения требуется время и достаточно весомые аргументы.

Взгляд в прошлое

Специалисты считают, что блины были первым блюдом, которое люди стали готовить после того, как научились делать муку. Об этом говорит даже само название продукта.

Как утверждает известный корифей в области кулинарии оно произошло от слова «млин», что в переводе с украинского значит «молоть». Именно поэтому устройство, с помощью которого изготавливается мука, называется «мельница». Отсюда можно сделать вывод, что история блинов напрямую связана с жизнью восточных славян. Все началось много веков назад. Еще до крещения Руси в каждом доме хозяйки, используя муку и воду, умели готовить тесто, из которого потом пекли пышные и румяные блинчики. Есть также мнение, что история блинов вовсе не связана с мукой. Просто однажды человек решил подогреть приготовленный накануне овсяный кисель. Вероятно, на тот момент он был очень занят, поэтому на время отвлекся. В результате жидкость запеклась и превратилась в лепешку. Так и появился первый блин. Однако все это - лишь предположения.

Многонациональное блюдо

Разные страны, соперничая друг с другом, пытаются доказать, что именно они должны считаться родиной знаменитого продукта. Каждый уверен в своей правоте и убежден, что мнения всех претендентов в корне ошибочны. У каждого государства есть своя история блинов и особые правила их приготовления. Так, американцы считают, что изделия эти должны быть маленькими и пышными. Их называют панкейками и пекут на специальных сковородках, а затем подают в тарелке по 2-3 штуки, обильно полив кленовым сиропом. А в странах Южной готовят из кукурузной муки и едят вместе с различными горькими или кислыми соусами. Буряты и монголы представляют это блюдо в виде крупных плотных лепешек, которые называют «гамбир». Их подают вместе с супом или отварным горячим мясом. В Индии блины называют «доса». Они представляют собой хрустящие лепешки, приготовленные из муки (овсяной, рисовой, пшеничной или чечевичной) грубого помола. Обычно досу делают с начинкой и подают вместе с заранее приготовленным соусом или свежими овощами. Но как бы ни готовили этот продукт, все равно он остается круглым, ароматным и всеми любимым блюдом.

До сих пор никто не может объяснить, откуда взялись первые блины. История происхождения этого продукта, по мнению многих ученых, уходит своими корнями в далекое прошлое. Есть даже предположение, что впервые их начали выпекать еще в Древнем Египте. Правда, если присмотреться, то подобные изделия в то время больше напоминали собой лепешки. Кроме того, в восточных странах для приготовления блинов поначалу использовали специальные печи. Заготовки из теста просто лепили на внутреннюю поверхность, а затем снимали, используя особые приспособления. Поэтому, учитывая игру слов, это были скорее лепешки, чем блины. У китайских мастеров кулинарии свое отношение к этому продукту. Для них блинами считается тесто, подсушенное на сухой раскаленной сковороде. После этого в них просто заворачивают разные продукты (мясо или овощи).

По сути, это - не блины. История происхождения их также непонятна. А сами они напоминают собой для роллов, и совершенно не воспринимаются как самостоятельное блюдо.

Русская кухня

История блинов на Руси насчитывает более тысячи лет. За это время прошла целая эпоха, на протяжении которой популярный продукт выступал в самых разных качествах. Изначально это было блюдо, которое использовали для траурных обрядов. Его готовили для умерших, провожая их в последний путь. В те годы люди верили, что так они могут кормить души своих покойных предков. Чтобы родные люди могли поесть на том свете, свежие блинчики клали в гроб на похоронах. Их пекли в больших количествах, а потом раздавали нищим и странникам, которых считали посредниками между миром живых и мертвых. Но история блинов на Руси этим не заканчивается. Долгое время этому блюду придавалось особое значение. У каждой хозяйки был свой рецепт теста, который она хранила в большой тайне и передавала родным из поколения в поколение. Опару на блины обычно ставили поздно вечером, когда все домочадцы уже спали. Считалось, что такой процесс должен был проходить без посторонних глаз. С годами эта привычка сохранилась, а повод стал вполне обычным.

Сейчас блинчики в каждой семье готовят просто так - в качестве второго блюда или сладкого десерта.

Предположения и реальность

Сейчас трудно сказать, с чего действительно все начиналось. История возникновения блинов по сей день так и не изучена.

Предположения историков разных лет подчас противоречат друг другу. Одно время специалисты утверждали, что древние люди, поклоняясь языческим богам, пекли круглые блины как символ солнца. Этим пожертвованием они хотели угодить богу Перуну, чтобы заручиться его поддержкой. Однако со временем было полностью опровергнуто. Версия жертвенного хлеба сменилась ритуальной символикой, которая существует и в настоящее время.

Часто можно наблюдать, как в дни поминовения умерших во многих славянских семьях хозяйки пекут блины и ставят их на тарелке около иконы, зажигая рядом свечку. Этим жестом они приглашают своих родных на трапезу и дают понять, что их не забыли. Даже в наш просвещенный век многие до сих пор верят, что в определенные дни, приходя на кладбище, надо обязательно брать с собой свежеиспеченные блины и, уходя, оставлять их на могиле покойного.

Еда в светлый праздник

Привычка использовать популярное блюдо как средство для поминовения сохранилась не только для людей. Об этом также рассказывает история блинов. На Масленицу в деревнях устраивалось настоящее веселье. В домах столы просто ломились от обилия праздничных блюд. Однако главным угощением все-таки оставались блины. Их пекли целыми стопками, заботливо промазывая каждый слой ароматным сливочным маслом. Именно с блинов начиналось праздничное застолье. Ими угощали каждого, кто случайно заходил в дом. По преданиям Масленица - это день, когда зима встречается с весной и уступает ей дорогу. Чтобы с честью проводить уходящую холодную пору года, на улице устанавливали чучело и сжигали его под общее ликование.

Такое событие принято было отмечать в компании. Народ собирался на улице и устраивал настоящее массовое гулянье. Считалось, что праздновать такое событие нужно с размахом, ведь кроме зимы люди провожали еще и старый год. Как известно, до 14 века новогодние праздники наступали именно в марте.